Цель курса - познакомить слушателей с практическими аспектами новейших направлений лингвистики – лингвистической прагматики, теории речевой деятельности, семантики текста.
На материале политических акций (предвыборные кампании разного уровня, выступления политических деятелей) и публикаций в средствах массовой коммуникации осуществлена попытка по возможности полной классификации косвенных средств речевого воздействия, идущая от текста как объекта исследования, а не от определенных языковых единиц.
Этот подход востребован практическими потребностями современной лингвистики. Его результаты помогут сформулировать «правила хорошего текста» - помочь тем, кому приходится говорить и убеждать, создавать профессионально грамотные тексты, обеспечивающие желаемый эффект в публичной коммуникации. Они могут научить пониманию текста (вернее, подтекста), скрытых намерений субъекта речи – политика, государственного деятеля, автора газетной публикации или рекламы, собеседника.
Курс направлен на развитие у учащихся критического мышления, формирование навыков анализировать и оценивать цели коммуникации в общественно-политической сфере и выбирать оптимальные коммуникативные стратегии в профессиональной деятельности на основе познавательных и объяснительных возможностей лингвистической теории.
В курсе рассматриваются, в частности, следующие общие вопросы.
На основе совместного анализа в аудитории конкретных текстов обсуждается выбор стратегии и тактики в политической борьбе. Критически оценивается речевая составляющая некоторых президентских и парламентских избирательных кампаний, предвыборные слоганы.
Основное внимание уделяется критическому анализу газетно-публицистического текста: определению интенции, речевой стратегии и речевой тактики, оценке успешности речевых актов.
Совместно вырабатывается классификация непрямых (косвенных средств) речевого воздействия в публицистических текстах.
Отдельные приемы косвенного речевого воздействия рассматриваются более детально: косвенная количественная оценка в речевой и логической структуре интенционального текста; оценочные компоненты номинации; градация; модальность на службе интенции; прецедентный текст в интенциональной структуре коммуникации, способы введения элементов информации, создание искусственного противоречия и др.
Каждый студент получит возможность презентовать самостоятельно отобранный из СМИ текст: охарактеризовать его по всем обсуждаемым параметрам с использованием предложенного понятийного аппарата; выявить в нем косвенные речевые средства, которые участвуют в реализации скрытого смысла.
Зачет проставляется по итогам защиты текста (публичной или в письменном виде).
Все понятия, выходящие за рамки школьной программы, разъясняются на лекциях.
Факультет
Филологический факультет
Преподаватели
Где
1 учебный корпус, ауд. П-6
Когда
Среда 15:10–16:40
Нагрузка:
Аудиторная [ч]: 24
Самостоятельная [ч]: 12
Семестр
Осенний семестр 2018/2019 учебного года
Записалось / всего мест
195 / 300